Рагнаро́к или Рагнарёк в германо-скандинавской мифологии — последняя битва между богами и чудовищами, во время которой погибнет существующий мир.
Согласно пророчеству, в день Рагнарока чудовищный волк Фенрир проглотит солнце, погрузив мир во тьму, а море выйдет из берегов, когда из глубин всплывёт мировой змей Ёрмунганд. К ним примкнёт и огненный великан Сурт с пылающим мечом, который выжжет землю, и повелительница загробного царства Хель, и коварный бог Локи вместе со всеми инеистыми великанами-ётунами. Против них выступят все асы во главе с Одином и все эйнхерии. Один сойдётся в битве с Фенриром и будет им убит, Тор сразится со змеем Ёрмунгандом и убьёт его, но и сам падёт от его яда. После того, как великан Сурт сожжёт мир, он возродится вновь.
Пророчество о Рагнарёке сделано мёртвой провидицей Вельвой, которую специально для этого на время оживил Один.
Ми́дгард (Miðgarðr, Midgard) — «срединная земля» в германо-скандинавской мифологии, мир, населённый людьми.
По легендам Мидгард был сотворён Одином, Вили и Ве из мяса Имира, а затем отгорожен веками Имира от других царств. Вокруг Мидгарда расположен мировой океан, который невозможно пересечь и в котором обитает великий морской змей Ёрмунганд. Мидгард соеденен с Асгардом (страной асов) радужным мостом (Биврёст).
Мидгард будет разрушен в результате Рагнарёка, последней битвы.
Название мира "Мидгард" (или "Мидгаард") и соответствущий антураж и атрибутика часто используются в компьютерных играх, в частности, в играх класса MMORPG (например, в игре Ragnarok Online), в игре Circle MUD и т.д.
Нифльхейм (Nifelheim) (иногда: «Нифльхайм», то есть туманная земля) — в германо-скандинавской мифологии один из девяти миров, земля льдов и туманов, местообитание ледяных (инеистых) великанов, существовал до всего живого.
В сказаниях говорится, что Нифльхейм находился к северу от бездны Гинунгагап. А к югу от бездны располагался Муспельхейм.
По преданиям в начале в Нифльхейме забил родник Хвельгельмир. Мороз превращал воду в лед, но источник бил не переставая и ледяные глыбы подвигались к Муспельхейму. Когда лед подошел близко к царству огня, то он стал таять. Искры, вылетающие из Муспельхейма, смешались с растаявшим льдом и вдохнули в него жизнь. Так появился Имир, первое живое существо.
Позже Нифльхейм стал страной ледяных великанов. Кроме того в Нифльхейме асы сотворили Хельхейм (страну мёртвых), отделив его рекой Гйоль, куда отправили Хель, дочь Локи.
В Нифльхейме из источника Хвельгельмир берут своё начало двенадцать потоков Эливагар. Считается, что вода в этих потоках самая холодная в мире. Тор и некоторые другие асы иногда посещали Нифльхейм. В Нифльхейме также находится один из корней мирового дерева Иггдрасиль.
А́сгард (швед. Ásgarðr, Asgard, Asgård) — в скандинавской мифологии небесный город, обитель богов-асов. Кроме богов и богинь, в Асгарде живут девы-воительницы — валькирии. Один из трех корней Древа Мира — Иггдрасиля — тянется в сторону Асгарда. В Младшей Эдде рассказывается, что Асгард был построен ётуном-каменщиком с помощью своего коня Свадильфари, и за это асы должны были отдать солнце, луну и богиню Фрейю. Но Локи, превратившись в кобылу, отвлёк коня Свадильфари от работы, и, поскольку работа не была выполнена в срок, боги избежали расплаты. А великан был убит Тором, когда в гневе стал кидать в асов строительные камни.
В Асгарде расположена Вальхалла, жилище павших в бою воинов.
Вальхалла, Валгалла (швед. Valhöll, Valhalla) в германо-скандинавской мифологии — небесный чертог для павших в бою, рай для доблестных воинов.
По легендам, представляет из себя гигантский зал с крышей из позолоченных щитов, которые подпираются копьями. У этого зала 540 дверей и через каждую выйдут 800 воинов по зову бога Хеймдалля для последней битвы Рагнарёк. Воины, обитающие в Вальхалле, зовутся эйнхерии. Каждый день с утра они облачаются в доспехи и рубятся насмерть, а после воскресают и садятся за общий стол пировать. Едят они мясо вепря Сехримнира, которого забивают каждый день и каждый день он воскресает. Пьют же эйнхерии мёд, которым доится коза Хейдрун, стоящая в Вальхалле и жующая листья Мирового Древа Иггдрасиль.
Иггдрасиль (или Игдразил, швед. Yggdrasills, Yggdrasil) — Мировое дерево в германо-скандинавской мифологии — исполинский ясень, в виде которого скандинавы представляли себе вселенную.
Дословно «Иггдрассиль» означает «скакун Игга» (Игг — один из эпитетов Одина), имя Мирового Дерева представляет собой типичный для эддической поэзии кеннинг. Существует мнение, что имя указывает на эпизод добычи рун Одином, когда он провисел, пригвождённый к Мировому Дереву, девять суток (аналогичный кеннинг для виселицы — «скакун висельника»).
Игдразил покоится на трёх корнях, из которых один простирается к людям (в Мидгард), другой к великанам-ётунам (в Ётунхейм), третий в Нифльхейм, то есть преисподнюю. Под ветвями его правят асы, а под первым из корней находится колодец Урд’ар, у которого живут три норны. Их зовут Урд (прошлое), Верданди (настоящее) и Скульд (будущее), они поддерживают вечную свежесть и молодость дерева. Под вторым корнем — источник мудрости, возле которого живёт грозный великан Мимир, самый могучий из всех великанов, он стережёт воды источника и никому не даёт из него напиться. По легендам, Один отдал свой правый глаз, чтобы испить воды из этого источника. Под третьим корнем — колодец Гвергельмир, из которого текут реки, создавшие землю.
Позднейший миф рассказывает о мудром орле на верхушке ясеня, меж глаз которого сидит ястреб Ведрфельнир, о четырех оленях на ветвях его и о драконе Нидхёгг в колодце Гвергельмир, подгрызающем его корни. Белка Рататоск, прыгающая по дереву, беспрестанно переносит вести от орла к дракону.
О́дин (или Вотан, Óðinn, Odin, Wodan) — верховный бог в германо-скандинавской мифологии, отец асов. Бог войны и победы, супруг Фригг. Древние римляне отождествляли его с Меркурием/Гермесом.
Один, путешественник.Георг фон Розен, 1886
Один, путешественник.
Георг фон Розен, 1886
Один въезжает на Слейпнире в Вальхаллу
Один въезжает на Слейпнире в Вальхаллу
Один обращается к воронам Хугинном и Мунинном
Один обращается к воронам Хугинном и Мунинном
Один с воронами Хугинном и Мунинном
Один с воронами Хугинном и Мунинном
Мудрец и шаман, знаток рун и преданий, но, в то же время, бог военной аристократии, хозяин Вальхаллы и повелитель валькирий.
По легенде, являлся людям чаще всего в образе одноглазого старика (свой правый глаз Один отдал Мимиру, чтобы испить из источника мудрости) в синем плаще и войлочной шапке, в сопровождении двух воронов или двух волков, вооруженый копьем. Считалось, что под видом бедного странника он бродит по всему свету, и плохо будет тому, кто, забыв законы гостеприимства, оттолкнет его от своего порога. Жители Скандинавии верили, что он часто объезжает на своем коне землю или, невидимый для людей, принимает участие в их сражениях, помогая достойнейшим одержать победу.
Спутники Одина — во́роны Хугинн и Мунинн (Huginn, Muninn; «думающий» и «помнящий») и волки Гери и Фреки («жадный» и «прожорливый»), его ездовое животное — восьминогий конь Слейпнир (Sleipnir, «скользящий»). В правой руке Одина копье Гунгнир, оно никогда не пролетает мимо цели и поражает насмерть всякого, в кого попадает. Его корабль — Скидбладнир (Skíðblaðnir, «сложенный из тонких дощечек»), который можно было сложить в кошель при надобности, и который был самым быстрым кораблем.
Один не нуждался в пище: он никогда не ест, а живёт лишь тем, что пьёт мёд или брагу.
Дикая охота — Один в сопровождении погибших в бою проносится в небе во время зимних бурь.
В сказаниях Один выступает под множеством имён и прозвищ. Это связано с традициями скальдической поэзии, где приняты поэтические синонимы — хейти и непрямые упоминания о предмете — кеннинги. Вот некоторые из имен Одина — Alföðr (Альфёдр — «всеотец»), Ygg (Игг — «страшный»), Hár (Хар — «высокий»), Veratýr (Вератюр — «повелитель людей»), Bölverkr (Бёльверк — «злодей»). Перечень имен приводится в одной из глав Старшей Эдды — «Речи Гримнира»:
Также в скандинавской мифологии ещё ещё один персонаж, знакомый нам.
Вальки́рия (Valkyrja, Wælcyrge — «выбирающая убитых») — в скандинавской мифологии, дочь славного воина или конунга, которая реет на крылатом коне над полем битвы и выбирает наиболее храбрых воинов, чтобы забрать их после их смерти в небесный чертог — Вальхаллу. С грив их коней (облака) капает оплодотворяющая роса, а от их мечей сияет свет.
Девы-воительницы изображаются в шлемах, со щитами и копьями; от блеска их доспехов, согласно поверьям, на небе возникает северное сияние.
В Вальхалле валькирии прислуживают воинам за столом.
В героических песнях «Старшей Эдды» валькирии приобретают черты женщин-богатырок. Они фигурируют в качестве возлюбленных героев Хельга и Велунда. Валькирию Сигрдриву, в последующей традиции отождествлённую с Брюнхильд, Один наказывает и погружает в сон (она больше не будет участвовать в битвах и выйдет замуж) за то, что она его ослушалась и в поединке между конунгами дала победу не Хьяльм-Гуннару (которому Один обещал победу), а Агнару; её пробуждает великий герой Сигурд («Старшая Эдда», «Речи Сигрдривы»).
Образ валькирии используется в современных литературных произведениях жанра фэнтези, а также в компьютерных играх.
Ну и всеми нами любимое оружие.
Глейпнир — в германо-скандинавской мифологии волшебная цепь, которой асы сковали волка-чудовище Фенрира.
В легенде говорится, что гномы, которым асы поручили сковать цепь для Фенрира, долго спорили между собой, не зная, из какого металла ковать цепь. Но старейший из них сказал, что сделать её надо не из металла, а из корней гор, шума кошачьих шагов, бород женщин, слюны птиц, голоса рыб и сухожилий медведей (в древности сухожилиям приписывали свойства нервов), и что такую цепь не разорвёт даже Фенрир. Через два месяца Скирнир принёс асам цепь, сделанную по совету старейшего из гномов… (Считается, что с тех пор кошачьи шаги стали бесшумными, у женщин нет бород, у гор — корней, у птиц — слюны, у медведей — сухожилий (то есть страха), а у рыб — голоса.) Глейпнир была не толще руки и мягка, как шёлк, однако чем сильнее её растягивали, тем прочнее она становилась. Хитростью асы надели эту цепь на Фенрира и тот действительно не смог её порвать. По преданию она порвётся в день Рагнарёк.